Экологические платежи: расчет и согласование экологических платежей предприятий за загрязнение среды

Экологические платежи (экоплатежи) — оплата за негативное воздействие, оказываемое деятельностью того или иного предприятия на окружающую среду. Это может быть плата за загрязнение атмосферного воздуха (расчет выбросов от передвижных истационарных источников), гидросферы (расчет сбросов в водоемы), размещение отходов, образующихся в процессе производства и потребления.

Экологические платежи должны платить предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, которые осуществляют любые виды деятельности, наносящие вред окружающей среде, на территории Российской Федерации для компенсации вреда, причиняемого их деятельностью. Поступление экологических платежей предприятия в государственный бюджет производится за счет системы налоговых органов. Государством строго контролирует расход и расчет экологических платежей.

Размер экологических платежей с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц регулируется ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-Федеральных Законом «Об охране окружающей среды» (статья 16).

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, наносящие определенный вред состоянию окружающей среды, то есть оказывающие негативное влияние на окружающую среду, должны в обязательном порядке выплачивать экоплатежи.

Экологические платежи обязательны для всех без исключения природопользователей. С 30.06.2003 года вступило в силу Постановление Правительства № 344 (об уплате экологических платежей). Таким образом, срок исковой давности, касающийся экологических платежей, равняется 3 годам (в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса РФ №230-ФЗ), плата за экологические платежи должна осуществляться за последние 12 кварталов, включая отчетный, или с самого первого дня, когда предприятие начало заниматься своей деятельностью.

Экологические платежи предприятий взимаются в следующих случаях:

  • Осуществление выбросов в атмосферу загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения;
  • Осуществление выбросов в атмосферу загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения;
  • Нанесение вреда подземным водам и поверхностным водоемам;
  • Размещение под землей отходов и загрязняющих веществ;
  • Сброс различных отходов.

Порядок подачи отчетности и ее виды

  • Расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду (Плата за НВОС) – подается ежеквартально, не позднее 20-го числе месяца, следующего за отчетным. Причем стоит отметить, что если у предприятия несколько пром. площадок в разных районах (по разным ОКАТО) – то расчет делает по каждой площадке отдельно.
  • Статистическая отчетность по форме 2-ТП (2-ТП воздух/воздух/водхоз, всего бывает 3 вида) – подается ежегодно, 2-ТП воздух/водхоз до 22 января года, следующего за отчетным, 2-ТР отходы до 1 февраля. Причем стоит отметить, что если у предприятия несколько пром. площадок в разных районах (по разным ОКАТО) – то расчет делает по каждой площадке отдельно.
  • Статистическая отчетность по форме 4-ОС – до 25-го января года, следующего за отчетным. Причем стоит отметить, что, если у предприятия несколько пром. площадок в разных районах (по разным ОКАТО) – то расчет делает по каждой площадке отдельно.

Классификация выбросов и отходов:

В Российской Федерации существует система нормирования отходов, состоящая из 2х ступеней:

  • Плата берется в размере базовых нормативов впределах установленных для предприятия лимитов,
  • Плата увеличивается в 5 раз при сверх лимитах.

Если отсутствует действующий документ, в котором указаны нормативы образования отходов и их допустимое значение, или предприятие прибегает к размещению отходов на несанкционированных свалках, то оплата в данном случае увеличивается в 5 раз.
Кроме того, для выбросов и сбросов в РФ существует особая система нормирования, включающая 3 ступени:

  • Если предприятие осуществляет выбросы и сбросы в пределах НДС и ПДВ, то в данном случае плата производится по базовым ставкам;
  • Если предприятие осуществляет выбросы и сбросы в пределах лимитов ВСС и ВСВ, то оплата увеличивается в 5 раз;
  • Если предприятие осуществляет выбросы и сбросы, превышающие нормы ВСС иВСВ, то оплата увеличивается в 25 раз.
  • Если предприятие не имеет разрешения на выброс и сброс, то оплата за нанесенный вред увеличивается в 25 раз.

Расчет экологических платежей предприятий за загрязнение окружающей среды:

ООО «РусЭкоИнновации» оказывает услуги по расчету экологически платежей за загрязнение окружающей среды и размещения отходов или оплаты за причиненный вред, нанесенным предприятием.

Компания может провести бесплатную консультацию и анализ предоставленной нормативной документации (проекта ПДС, проекта ПДВ, проекта ПНООЛР).

Учитывая результаты анализа, компания сообщит заказчику о сроках проведения работ, их стоимости. Далее будет необходимо заключить договор на согласование экологических платежей предприятия и расчет платы за оказываемое им негативное воздействие.

Для произведения всех расчетов, компания должна иметь сведения о количестве выбросов в атмосферу, о размеренаправленных на захоронение отходов, объемах загрязнения водных объектов и базовых нормативах платы.

Расчет экоплатежей за загрязнение окружающей среды необходимо согласовывать поквартально, заполняя при этом электронную форму «Модуля природопользователя».





Оптимизация экологических платежей

Очень важно правильно рассчитывать экологические платежи. В данной ситуации необходимо знать точные данные: фактический объем отходов, сбросов или выбросов по итогам года. Так как в случае превышения установленных лимитов, оплату придется производить в 5-кратном размере. Если же компания не имеет разрешения на осуществление выбросов или сбросов, или превышает их лимит, то оплата увеличивается в 25 раз.

Квалифицированные эксперты ООО «РосЭкоИнновации» могут использовать различные способы для обоснованной минимизации экологической платы за загрязнение окружающей среды. Иными словами, предприятие сможет сэкономить на оплате за экологические платежи до 10-60% в год.

Стоимость расчета и согласования экологических платежей предприятий за загрязнение среды

Компания может сообщить заказчику точную сумму за расчет и согласование экоплатежей лишь после проведения анализа лимитов и установленных норм по экологическим проектам: проекту НДС, проекту ПДВ, проекту ПНООЛР.

Нормативные документы Экологическим платежам :

  • Федеральный закон № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г.
  • Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 .(с изменениями от 14 июня 2001 г.)
  • Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Утв. Минприроды РФ 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.)
  • Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
  • Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду».
  • Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г.
  • Приказ Министерства Природных ресурсов и экологии РФ от 16 февраля 2010 г. № 30 «Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).
  • Приказ  Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».