Разработка Проекта Предельно Допустимых Выбросов (ПДВ)

В соответствии с Федеральным Законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» всем юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в обязательном порядке необходимо обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку проекта предельно допустимых выбросов. В противном случае на владельца предприятия будет наложен штраф, а деятельность источников выбросов будет приостановлена.

Разработка проекта предельно допустимых выбросов ведется согласно с «Методикой расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий» ОНД-86, ГОСТ 17.2.3.02-78 и другими нормативно-правовыми и методическими документами.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения выдается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования сроком на 5 лет.

Список документов для получения разрешения на выбросы необходимо:

  1. Проведение инвентаризации источников выбросов предприятия;
  2. Проведение расчета рассеивания загрязняющих веществ;
  3. Разработку проекта ПДВ;
  4. Оценка воздействия выбросов загрязняющих веществ хозяйствующего субъекта на загрязнение атмосферы после проведения воздухоохранных мероприятий;
  5. Составление предложений по нормативам ПДВ;
  6. Разработка плана-графика контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов объекта и мероприятий по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
  7. Экспертиза проекта во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» при Роспотребнадзоре;
  8. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект в Роспотребнадзоре;
  9. Согласование проекта в территориальном органе Росприроднадзора (установление нормативов выбросов);
  10. Получение Разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Росприроднадзоре (если предприятие относится к объектам федерального экологического надзора) или Минприроды региона (если предприятие не относится к объектам федерального экологического надзора).

ПДВ необходимо оформить любому ИП или юридическому лицу, на балансе предприятия которых есть стационарный источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Проект предельно-допустимых выбросов оформляется сроком на 5 лет. В случае его отсутствия, юридическое лицо несет ответственность в виде штрафа от 40 до 50 тысяч рублей, либо в виде административного приостановления деятельности предприятия сроком до 90 суток, в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ.

Если предприятие располагает несколькими производственными площадками, находящимися в разных населенных пунктах, то проект разрабатывается отдельно для каждой площадки. При нахождении площадок в одном населенном пункте (сеть городских котельных, например) возможна разработка единого проекта.

Проект ПДВ содержит несколько разделов:

  1. Титульный лист.
  2. Сведения о разработчиках проекта: сведения об исполнителях, структурах, организациях, являющихся участниками процесса разработки ПДВ.
  3. Аннотация: общее количество источников выбросов, объем и состав загрязняющих веществ в целом, возможный ущерб от вредных выбросов, сроки необходимые для достижения нормативов ПДВ по ингредиентам, ущерб от выбросов.
  4. Содержание: отмечаются все разделы проекта с указанием номеров страниц конкретного раздела (подраздела).
  5. Введение: указываются документы, являющиеся основанием для разработки проекта ПДВ (напр. приказ на проведение работ с целью нормирования вредных выбросов и т.д.).
  6. Общие сведения о предприятии:  реквизиты, юридический и фактический адреса, общее число промышленных площадей, месторасположение относительно общественных объектов, категория по уровню воздействия выбросов в атмосферу, карты-схемы района размещения предприятия с обозначением источников выбросов и границ санитарно-защитной зоны и др.
  7. Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха: характеристика технологий производства и технологического оборудования как источника загрязнения; характеристика и анализ газоочистного оборудования; план развития и технического перевооружения на ближайшие 5 лет; таблица с детальной информацией о выбрасываемых загрязняющих веществах; информация, на основании которой приняты исходные данные для расчета ПДВ; влияние выбросов на окружающую среду.
  8. Расчеты загрязнения атмосферы и предложения по нормативам ПДВ (ВСВ) предприятия: метеорологические характеристики и коэффициенты; расчёт загрязнения приземного слоя воздуха; предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту; обоснование возможности достижения нормативов ПДВ; данные о СЗЗ; спец. требования к качеству атмосферного воздуха.
  9. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях: перечень мероприятий, направленных на снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; характеристика каждого мероприятия, периодичность контроля выбросов во время неблагоприятных метеоусловий.
  10. Контроль за соблюдением нормативов на предприятии: описываются методы, используемые при контроле за соблюдением ПДВ (прямые, балансовые, технологические и др.). Система контроля за соблюдением нормативов включает: контроль непосредственно на источниках выбросов, контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе СЗЗ, планирование контроля на источниках выбросов и на контрольных точках (постах), порядок организации контроля собственными силами или на договорной основе.
  11. Список литературных источников: перечень всех источников, использованных при подготовке проекта ПДВ (указываются в порядке ссылок по тексту).
  12. Приложения: прилагаются исходные данные для проекта ПДВ, справка о фоновых концентрациях загрязняющих веществ; инвентаризация выбросов; расчет рассеивания и категории предприятия по степени воздействия выбросов на атмосферный воздух.

Сроки разработки и согласования.

Работу по созданию проекта «под ключ» условно можно разделить на два эта, первым из которых является расчет ПДВ, по окончанию которого разработанный проект предельно допустимых выбросов должен пройти процесс согласования в федеральных органах исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Скорость разработки ПДВ определяется слаженными действиями заказчика и исполнителя в области предоставления необходимой информации и характеристиками объекта негативного воздействия (количество площадок, источников выбросов, технических и производственных процессов). Учитывая это, сроки разработки документации могут составлять от 10 рабочих дней до 60 рабочих дней.

Согласование ПДВ начинается с получения положительного заключения в органах санитарно-эпидемиологического надзора. Проект рассматривается специалистами ТУ ФГУЗ «ЦГиЭ» и ТУ «Роспотребнадзора». Сроки согласования проекта составляют 30 рабочих дней.

Следующим этапом согласования является рассмотрение проекта специалистами ТУ Росприроднадзора. Сроки согласования проектоной документации составляют 30 рабочих дней. Результатом процесса согласования является получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и согласованного проекта, действующего в течение 5 лет при неизменности технических процессов и подтверждающего законность и безопасность данного вида деятельности.

Результатом успешного согласования проекта ПДВ является получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. При этом в течение срока действия разрешения (5 лет) исключаются любые возможности изменения технологического процесса и объемов производства на промышленно-производственном объекте, в ином случае необходима разработка нового тома предельно допустимых выбросов.

Что дает наличие проекта.

  • Во-первых, наличие разработанного проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выброс загрязняющих веществ говорит о соблюдении предприятием – природопользователем законодательства РФ в области охраны окружающей среды. Отсутствие проекта ПДВ и разрешения на выброс влечет за собой административную ответственность в соответствии с Законом г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (глава 4 статьи 4.38, 4.39, 4.49) и КоАП РФ от 30.12.2001 №195-ФЗ (глава 8 стати 8.1, 8.5, 8.21), предусматривающим санкции вплоть до остановки деятельности организации на срок до девяноста дней.
  • И, во-вторых, наличие разработанного проекта и разрешения на выброс загрязняющих веществ позволяет оптимизировать экологические платежи за негативное воздействие на окружающую среду (не осуществляется пятикратное увеличение суммы платы), что в большинстве случаев имеет немаловажное значение для бюджета организации.

Законодательство и Ответственность

Федеральный закон № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». Ст. 31 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

КОАП РФ Ст. 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 500 до 1 тыс. рублей,
  • на должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей,
  • на юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

Ст. 8.21. Нарушение правил охраны атмосферного воздуха. Выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере до 2-х тысяч,
  • на должностных лиц — от 4-х тысяч до 5-и тысяч рублей,
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4-х тысяч до 5-и тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток,
  • на юридических лиц — от 40 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Стоимость работы

Стоимость разработки Проекта ПДВ зависит от количества производственных площадок, количества источников выбросов вредных веществ, от сложности технологических процессов и других факторов.

Для разработки Проекта ПДВ осуществляется предварительная бесплатная консультация. На основании полученных данных определяются сроки и стоимость выполнения работы. Индивидуальный подход в каждом конкретном случае позволяет предложить оптимальное соотношение цены и качества предоставляемых услуг.

Наша компания, имеющая статус профессиональной экспертной организации, оказывает услуги в области разработки проектной экологической документации. ООО «РусЭкоИнновации»» обладает высокопрофессиональными кадрами, способными решать сложные задачи промышленно-производственного характера, в том числе задачи по инвентаризации выбросов и разработке проектов нормативов допустимых выбросов (ПДВ).