Разработка проектов СЗЗ

Согласно Федеральному Закону №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03  для объектов, которые могут служить источниками химического, физического или биологического воздействия на здоровье человека и среду его обитания необходимо создание санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Процесс проектирования СЗЗ происходит на всех этапах формирования градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации, как отдельного промышленного объекта, так и группы объектов или производств.

Поскольку в проекте СЗЗ используются расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, то он может быть разработан одновременно или после проекта ПДВ.

Нормативные акты, регламентирующие установление санитарно-защитной зоны:

  • Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 12),

  • Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

  • Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 16),

  • Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 (ст. 88),

  • СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (с изменениями № 3 от  09.09.2010),

  • отдельные положения Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Контроль соблюдения санитарно-эпидемиологических требований на федеральном уровне осуществляет Роспотребнадзор. Надзорные функции в каждом конкретном регионе поручены Территориальным отделам Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Для утверждения проекта СЗЗ необходимо получение санитарно-эпидемиологического заключения.

Цели организации СЗЗ

Организация СЗЗ осуществляется с целью отделения источников негативного воздействия от территорий, показатели качества среды обитания в которых подлежат нормированию, в том числе от мест нахождения и проживания людей.

Земельным кодексом РФ предусмотрено выделение земельных участков для формирования СЗЗ. Санитарно-защитные зоны создаются для того, чтобы снизить показатели негативного воздействия на окружающую среду и здоровье граждан до предельно допустимых значений посредством обеспечения санитарных разрывов и озеленения территорий.

Цели разработки проекта СЗЗ:

  • установление границ и размеров СЗЗ;

  • подготовка мероприятий, призванных защитить население от вредных выбросов;

  • определение режима использования защитной зоны.

Содержание проекта СЗЗ 

Часть № 1. «Обоснование размера СЗЗ»

Введение – указывается цель составления проекта, а именно: обоснование размера СЗЗ на основании натурных исследований и расчетов, а также соответствия полученных результатов действующим нормативам.

1. Общая характеристика промышленной площадки – в раздел входят сведения о местонахождении и организационной структуре предприятия, его краткая характеристика. Определяются границы промышленной площадки, затем относительно них рассчитывается санитарно-защитная зона (СЗЗ рассчитывается либо от границ предприятия согласно кадастровому плану, либо от источников выбросов).

Прилагаются документы о праве собственности или подтверждающие законное право пользования земельным участком и объектами на его территории. Указываются климатические и метеорологические характеристики местности, концентрации загрязняющих веществ на территории близлежащей к предприятию, учитывая его вклад в загрязнение атмосферного воздуха.

2. Влияние на окружающую среду производственной (хозяйственной) деятельности действующих объектов. Раздел содержит характеристики влияния деятельности предприятия на почву, гидросферу и атмосферу.

3. Обоснование размера СЗЗ промышленной площадки.

  • Расчет ориентировочного размера СЗЗ в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

  • Уточнение размера СЗЗ (расчетная СЗЗ) производится с учетом рассеивания загрязняющих веществ в воздухе и текущего химического загрязнения воздуха в районе жилой застройки.

  • Определение окончательной СЗЗ, размер зоны корректируется с учетом шумовых характеристик.

4. Организация производственного контроля. Фактически подтвердить соблюдение действующих гигиенических нормативов возможно путем проведения натурных исследований в рамках мероприятий производственного и надзорного контроля.

Часть № 2 «Мероприятия по организации и благоустройству СЗЗ».

5. Архитектурно-планировочные решения СЗЗ. Раздел включает перечень планировочных решений; организацию на территории промышленной площадки и СЗЗ систем освещения, сигнализации и связи; озеленение СЗЗ; разделение СЗЗ на функциональные зоны и установление режима её эксплуатации.

В процессе составления проекта благоустройства должен быть разработан утвержденный руководством план мероприятий по озеленению и благоустройству СЗЗ. Помимо наименования мероприятий в него следует включить перечень ответственных исполнителей, даты исполнения и финансовые затраты. План должен содержать меры контроля состояния воздуха, воды и почвы на территории СЗЗ и её границе.

6. Выводы.

7. Графический материал – чертежи организации СЗЗ промышленной площадки, карта-схема границ СЗЗ предприятия, близлежащие объекты и жилая застройка, схема озеленения, контрольные точки.

8. Смета по озеленению СЗЗ.

9. Приложение. В приложении к проекту СЗЗ должны содержаться все копии документов, результаты исследований и расчеты, являющиеся основанием для итоговых выводов.

Согласование проекта СЗЗ

Размер СЗЗ устанавливается Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Заключение по проекту расчетной СЗЗ выдается заместителем Главного государственного санитарного врача РФ с последующей выдачей санитарно-эпидемиологического заключения Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем.

Если органы местного самоуправления городских округов или муниципальных районов принимают решение, касающееся характера использования высвобождаемой территории, необходимо получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии намечаемой деятельности санитарному законодательству.

Действующее федеральное законодательство предусматривает необходимость наличия санитарно-эпидемиологического заключения для утверждения проектов СЗЗ.

Размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Для определения размеров санитарно-защитной зоны разработана и отражена в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 классификация предприятий, за каждым классом которой утверждены определенные размеры СЗЗ:

— Предприятия 1 класса — 1000 м;
— Предприятия 2 класса — 500 м;
— Предприятия 3 класса — 300 м;
— Предприятия 4 класса — 100 м;
— Предприятия 5 класса — 50 м;

Для предприятий 1-3 классов опасности разработка СЗЗ является обязательной, но данные размеры могут служить лишь точкой отсчета при разработке проекта установленной (окончательной) территории СЗЗ. Так же происходит и в случае невозможности отнесения предприятия к вышеуказанной классификации. В подобных обстоятельствах  разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. В данном проекте производятся расчеты ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух. Затем, на основании результатов натурных измерений, производится подтверждение данных расчетов и установление окончательных размеров СЗЗ.

Уменьшение размеров Санитарно-защитной зоны (СЗЗ) может быть осуществлено в следующих случаях:

  • уровень техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами равен или ниже нормативных требований. Данный факт должен быть объективно доказан с помощью материалов систематических (ведущихся не менее года) лабораторных исследований по загрязнению воздушной среды;

  • уровень шума и других физических факторов ниже гигиенических нормативов и это подтверждено инструментальными замерами(ведущихся не менее года);

  • в случае перепрофилирования предприятия, уменьшения мощности, кардинального изменения технологического процесса.

Экологическая документация, которая разработана грамотно и с учетом всех нюансов действующего законодательства, прошедшая согласование в установленном порядке, даёт возможность предприятию полноценно осуществлять работу в соответствии с его производственным профилем без возникновения конфликтных ситуаций и нарушения экологического законодательства.

 Стоимость работ 

Стоимость разработки проекта зависит от характеристик производственного процесса, количества источников выбросов, сбросов, количеством отходов и источников шумового загрязнения. В стоимость работ по разработке не входит стоимость государственной пошлины за проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта и получения заключения органов Роспотребнадзора.

Наша экспертная организация, благодаря большому опыту в деле разработки экологической документации и экспертам-профессионалам всоего дела, заслужила доверие заказчиков и высокие оценки результатов работы. Нашими приоритетами являются индивидуальный подход и, конечно, высокое качество разработанной документации.